Украинская народная вышивка - один из видов декоративно-прикладного
искусства.
Украинская
народная вышивка является одним из наиболее распространённых и доступных видов
народного художественного творчества. Она совершенствовалась на протяжении
многих столетий и до нас дошла в виде замечательных разнообразных орнаментов,
швов, которыми они выполнены, интересных цветосочетаний нитей. Образцы
старинной народной вышивки поражают нас простотой и лаконичностью, разнообразием
и художественным мастерством и служат неисчерпаемым источником для развития
советского декоративно-прикладного искусства.
В
современной украинской вышивке постепенно изменяются колорит и швы, которыми
выполнены узоры. Традиционные орнаменты обогащаются новыми элементами и
интересными композиционными решениями. Оформляя изделия по народным мотивам,
современные мастера сохраняют многовековые традиции народной вышивки ,
используют цветовые решения, орнаменты, технику исполнения, характерные для отдельных
областей Украины. Процесс выполнения вышивок увлекателен. Занятие вышиванием
развивает эстетический вкус, прививает аккуратность, усидчивость, трудолюбие,
творческое отношение к труду, формирует у школьников определённые навыки и
умения, которые им пригодятся в практической деятельности.
Инструменты и материалы для вышивания.
Для выполнения вышивки
необходимо приготовить ткань и нитки, набор игл, пяльцы, ножницы, линейку,
напёрсток .
поэтому необходимо подобрать ткань светлого тона: белую, желтую, голубую, бежевую – полотняного переплетения. Это может быть льняная ткань, лён с лавсаном, домотканое полотно, а также ткань с разреженной структурой. Вышивают разными нитками : ирисом, мулине, штапельными, шелковыми, шерстяными, полушерстяными, синтетическими, катушечными. Можно также выполнять вышивку нитями из ткани, если они достаточно крепкие. Для этой цели 0,5м ткани режут на полоски шириной 5 или 6см параллельно кромке ткани. Нити основы более крепкие, поэтому ими выполняют вышивку. Постепенно выдёргивают нити утка (перпендикулярные основе). Полученные нити основы длиной 0,5м подготавливают для вышивки. Их увлажняют и разглаживают утюгом, натягивая. Или можно увлажнить, туго намотать на стеклянный сосуд и дать высохнуть.
Цветные яркие
вышивальные нитки до употребления необходимо проверить на прочность окраски.
Делают это так: опускают нитки в горячую воду; если вода окрашивается в цвет
ниток, значит они линяют. Такие нитки , прежде чем вышивать, нужно прокипятить
с добавлением 9% уксуса (1 столовая ложка на стакан воды) в течение 5 минут, а
затем прополоскать до чистой воды. Нитки мулине, чтобы не путались, заплетают
нетуго в косичку, разрезав моток там, где узелком связано его начало и конец.
Вытягивать надо по одному шнурочку (6 тонких нитей) из центра косички. Нитку в
иглу втягивают не длиннее, чем 0,5м, чтобы не путалась.
Иглы для вышивания
подбирают в зависимости от плотности ткани и
вышивальных ниток Чем плотнее ткань и толще вышивальные нитки, тем должна быть толще игла, и наоборот, чем тоньше ткань, тем тоньше нитки и иглы. Иглы должны быть с большими овальными ушками, чтобы легко было вытягивать вышивальные нитки.
вышивальных ниток Чем плотнее ткань и толще вышивальные нитки, тем должна быть толще игла, и наоборот, чем тоньше ткань, тем тоньше нитки и иглы. Иглы должны быть с большими овальными ушками, чтобы легко было вытягивать вышивальные нитки.
Для выполнения образов
мережек и орнаментов необходимо иметь большие
ножницы с острыми концами. Большими ножницами разрезают ткань для изделий. Пяльцы употребляются для того, чтобы держать ткань в натянутом виде и сохранять вышитый узор от стягивания. Заправлять ткань в пяльцы надо так, чтобы не получалось перекосов, иначе вышитый узор деформируется после снятия ткани с пялец.
ножницы с острыми концами. Большими ножницами разрезают ткань для изделий. Пяльцы употребляются для того, чтобы держать ткань в натянутом виде и сохранять вышитый узор от стягивания. Заправлять ткань в пяльцы надо так, чтобы не получалось перекосов, иначе вышитый узор деформируется после снятия ткани с пялец.
Линейка применяется
для определения места расположения узоров или
образцов вышивки. Вышивать надо с наперстком. Наперсток надевают на средний палец правой руки. Он должен плотно прилегать к пальцу.
образцов вышивки. Вышивать надо с наперстком. Наперсток надевают на средний палец правой руки. Он должен плотно прилегать к пальцу.
С глубокой древности ручной вышивкой оформляли разнообразные изделия, необходимые людям в быту. Популярна вышивка и сегодня. Красивы и оригинальны современные изделия, оформленные украинской народной вышивкой: салфетки, скатерти, рушники, панно, блузы, мужские сорочки и другие виды одежды.
Орнаменты и виды орнаментов. Рапорт
Орнамент — это последовательное повторение
отдельных узоров или целой их группы. Основное назначение орнамента украсить
поверхность предмета, подчеркнуть его форму. Ритмическое повторение одного или
нескольких элементов (мотивов) орнамента называется раппортом.
Виды орнаментов: а - геометрический, б - меандровый, а -
растительный, г - животный, д - птичий, е - антропоморфный.
По
своим мотивам орнамент может быть:
- геометрический,
состоящий из различных геометрических элементов;
- растительный,
или фитоморфный составленный из рисунков стилизованных цветов,
плодов, листьев, веток и т.п.
Язык
каждого орнамента тесно связан с историей и культурой народа, его восприятием
окружающей среды. Создатели орнаментов все время обращались к природе,
используя увиденное, не копировали его, а перерабатывали, упрощая (стилизуя) и
сохраняя самое характерное, наиболее близкое национальному характеру, местным
особенностям, эстетическим вкусам, понятиям о красоте.
Народные
мастерицы создавали узоры, отличающиеся большим разнообразием отдельных
мотивов, где сплетались реальные наблюдения окружающей их природы со сказочными
представлениями. Творчески обдуманное соединение отдельных элементов называется
композицией и складывается из чередования отдельных фигур и их рядов,
расположенных по горизонтали, вертикали и диагонали.
По
расположению и характеру композиции, которая всегда связана с формой
украшаемого изделия, орнамент бывает:
- ленточным -
в виде прямой или криволинейной орнаментальной полосы, которая украшает
середину изделия или окаймляет его (фриз, бордюр);
- сетчатым,
при котором вся поверхность заполнена узором;
- центрическим,
или розеточным, в котором отдельные элементы орнамента вписаны в квадрат,
круг, ромб или многоугольник (т.е. розетку), расположенный в центре украшаемого
изделия.
Названия
орнаментов очень часто происходят от наиболее распространенных или наиболее
часто повторяющихся элементов, от схожести с различными орудиями труда,
предметами домашнего обихода, местом расположения на одежде. Они имели
смысловое значение для вышивальщицы и местные образные названия.
Символы в украинской народной вышивке.
Организация рабочего места.
Стол с приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал на работу с левой стороны. Если в столе нет ящиков, то нитки можно хранить в специальном мешочке, инструменты - в коробочке, а листы кальки с узорами в папке. Во время работы надо следить за положением корпуса, который должен быть немного наклонен вперед, не сутулиться, не склонять низко голову. Расстояние между глазами и работой не должно превышать 26-30 см. Иногда с этой целью пяльцы устанавливают повыше, подкладывая под них доску, книгу и т п. Стул придвигают к столу так, чтобы можно было опираться на его спинку.
Правила безопасного труда
При выполнении практической работы по вышивке мы будем использовать ножницы, иголки, булавки. Необходимо помнить о правилах работы с ручными инструментами:
1. Ножницы с
сомкнутыми лезвиями должны находиться справа от работающего кольцами к нему.
Передают их, сомкнув лезвия, кольцами вперед.
2. Нельзя шить ржавой
иглой. Она плохо проходит через ткань, оставляет на ней следы, может сломаться.
3. Нельзя вкалывать
иголки и булавки в одежду, стол или другие предметы. Иголки надо хранить в
игольнице или подушечке, а булавки - в коробочке с крышкой.
4. Не прикусывать
нитку зубами- можно испортить эмаль зубов и поранить губы.
Понятие о ткацком переплетении.
Полотняное переплетение.
Полотняное переплетение.
В настоящее время
на прилавках магазинов появилось множество новых и красивых тканей. Какую же
ткань лучше выбрать, чтобы изделие получилось не только отличного качества, но
и красивым?
Давайте
познакомимся с многообразием ткацких переплетений, и видами простых
переплетений их признаками.
Виды простых переплетений: полотняное,
саржевое, сатиновое, атласное.
Полотняное
переплетение является одним из наиболее распространенных. Ткани полотняного
переплетения имеют ровную матовую поверхность и одинаковый внешний вид лицевой
и изнаночной сторон. У ткани одинаковый рисунок с лица и изнанки, они обладают большой
прочностью и износостойкостью.
Саржевое переплетение характеризуется
наличием на ткани диагональных полос, идущих снизу вверх слева направо. Ткань
саржевого переплетения более плотная и растяжимая. Применяют такое переплетение
при выработке платьевых, костюмных и подкладочных тканей.
Атласное переплетение придает тканям гладкую блестящую поверхность, стойкую к истиранию. Лицевой застил может быть образован нитями основы (атласное) или утка (сатиновое переплетение).
Атласное переплетение придает тканям гладкую блестящую поверхность, стойкую к истиранию. Лицевой застил может быть образован нитями основы (атласное) или утка (сатиновое переплетение).
Ткань для вышивания
Фактически вышивать можно на любой ткани, но некоторые виды вышивки лучше выполнять по ткани с чётко различимым переплетением. К примеру, для счётной вышивки всегда берут ткань с одинаковым количеством нитей по высоте и ширине, например полотно или используют специальную ткань -канву.
Сегодня для удобства работы выпускается накладная канва, которая бывает разных видов и плотности и подбирается индивидуально для каждого вида работ. Такую канву нашивают на ткань, на которой хотят сделать вышивку, а по окончании работы нити этой канвы осторожно выдёргивают.
Но самая популярная
канва представляет собой готовую основу - после окончания работы ее не выдёргивают,
а
вставляют в изделие. Aida (Аида) - самая, пожалуй, известная марка такой канвы. На этой канве хорошо видны места ввода и вывода иглы. Aida имеет красивые оттенки, которые можно использовать в качестве фона для вышивки, - это экономит расход нитей. Канва Aida используется для вышивания крестом, полукрестом, гобеленовым швом, счетной гладью, бисером.
вставляют в изделие. Aida (Аида) - самая, пожалуй, известная марка такой канвы. На этой канве хорошо видны места ввода и вывода иглы. Aida имеет красивые оттенки, которые можно использовать в качестве фона для вышивки, - это экономит расход нитей. Канва Aida используется для вышивания крестом, полукрестом, гобеленовым швом, счетной гладью, бисером.
Лен – ткань, сотканная изо льна или волокон,
содержащих лен. Нити, из которых соткано полотно, неравномерной толщины.
Вышивать на такой ткани необходимо через две (как минимум) нити. Лен намного
мягче, чем Аида, поэтому для вышивания на льне необходимо использовать пяльцы.
Особенности перенесения рисунка для
вышивания на разные виды тканей
Перевод рисунка при помощи копирки. Прежде чем начать
переводить рисунок на ткань с целью его сохранения для дальнейшей работы, его
следует перевести на кальку. Кальку кладут на рисунок и авторучкой или мягким
карандашом обводят все линии. Переведённый на кальку рисунок накладывают на
ткань и в двух местах закрепляют при помощи булавок, под кальку подкладывают
копировальную бумагу, жирной стороной к ткани. Карандашом обводят все линии на
кальке. Все неточности, пропущенные линии рисунка подрисовывают мягким
карандашом и сверяют с калькой или оригиналом.
Перевод рисунка на лёгкую прозрачную
ткань. При переводе на прозрачную ткань рисунок подкладывают под ткань и мягким
карандашом обводят все видимые линии.
Рисунок можно перевести и при помощи
стекла. Под обыкновенное стекло ставят лампу, на стекло кладут ткань, под которую
подкладывают рисунок, и все линии, просвечивающие через ткань, обводят мягким
карандашом.
Перевод рисунка на тёмную ткань. На тёмную ткань
рисунок проще переводить при помощи цветной копировальной бумаги, контрастной
по цвету с
тканью. Тогда весь процесс будет таким же, как и для перевода на светлую ткань. Если
такой копирки нет, то рисунок можно перевести при помощи восковки (компрессная
бумага). Её накладывают жирной стороной на ткань, сверху кладут рисунок и далее
весь процесс происходит так же, как и с копировальной бумагой. На ткани хорошо
видны линии, но они быстро стираются, поэтому их следует обвести цветным
карандашом или проложить белую нитку стежками "вперёд иголку".
Можно перевести
рисунок на ткань и при помощи тонкой папиросной бумаги. Сначала рисунок переводят
на бумагу, затем, закрепив бумагу на ткани, его прошивают мелкими стежками швом
"вперёд иголку" по контурам рисунка, далее бумагу снимают (разрывают
между стежками).
Перевод рисунка припорохом. Рисунок можно
переводить посредством порошка (мел, синька, толченый уголь), разведённого в
керосине. Для этого способа рисунок переводят на лист толстой бумаги, весь
контур аккуратно прокалывают иглой, положив бумагу на одеяло. Обратную сторону
наколотого рисунка протирают наждачной бумагой, для того чтобы уничтожить
выпуклости. Рисунок накладывают на ткань и ватным тампоном, смоченным в
растворе, намазывают проколотые места. Светлый порошок используют для тёмных
тканей, тёмный — для светлых. На ткани образуется чёткий правильный рисунок.
Снятие рисунка с готового изделия. Чтобы снять рисунок
с готового изделия, на него накладывают белую тонкую бумагу и алюминиевой
ложкой или смятой в комочек копиркой протирают всю поверхность. В итоге
получится контур рисунка. Его обводят карандашом и подрисовывают, сверяясь с
рисунком на изделии, а затем переводят на ткань.
Получение целого рисунка при наличии
его части. Если имеется только часть рисунка: одна четверть, половина, — то для
создания рисунка полностью сначала переносят имеющуюся часть на кальку, затем,
передвинув рисунок под калькой так, чтобы совпали крайние линии узора с
крайними линиями рисунка на кальке, продолжают его рисовать. Так получают
вторую четверть или половину рисунка.
Ещё один способ: на
кальку переводят имеющуюся четвёртую часть рисунка, затем складывают кальку
пополам и обводят просвечивающие линии. Таким образом, получают половину
рисунка. Чтобы получить целый, кальку складывают ещё раз (в противоположном
направлении) и обводят. На кальке получается целый рисунок.
Увеличение (уменьшение) рисунка
Чтобы увеличить
рисунок, оригинал разбивают на одинаковые квадраты, т. е. разлиновывают
его продольными и поперечными линиями, расположенными друг от друга на
одинаковом расстоянии. На белый лист бумаги наносят такую же сетку, но только
увеличивают её во столько раз, во сколько задумано увеличить сам оригинал.
Например, рисунок увеличивают в четыре раза. На рисунке сетка делается в 1 см,
а на бумаге — в 4 см. Следует учитывать, что чем мельче сетка, тем точнее
удастся перенести рисунок. Когда обе сетки сделаны, приступают к перенесению
линий с клеток на рисунке в клетки на бумаге. Чтобы не ошибиться, сетку лучше
пронумеровать на оригинале и те же цифры поставить у клеток на бумаге.
Уменьшение рисунка делается точно так же, как и увеличение, только уменьшаемый оригинал переносят в меньшие, чем на оригинале, клетки.
Уменьшение рисунка делается точно так же, как и увеличение, только уменьшаемый оригинал переносят в меньшие, чем на оригинале, клетки.
Как при увеличении
рисунка, так и при его уменьшении, перенесение линий с рисунка на бумагу
делается очень аккуратно и тщательно, иначе рисунок будет искажён.
Закрепление нити
При вышивании не
следует делать узелков на изнаночной стороне, для этого нить надо закрепить
мелкими стежками в таком месте, которое по ходу шитья закроется вышивкой, или
сложить нить пополам и сложенные вместе концы продеть в ушко иглы, затем
сделать первый стежок, не вытягивая нить до конца. В образовавшуюся петлю
ввести иглу с рабочей нитью и затянуть её. Место закрепления нити останется
незаметным. Заканчивая вышивку, рабочую нить надо пропустить мелкими
стежками под шитье. Вышивка без узелков получится красивой и аккуратной.
Подготовка к вышивке
Приступая к вышиванию, предварительно выбирают рисунок. При этом прежде
всего необходимо учитывать особенности изделия, чтобы вышивка не мешала
практическому назначению вещи, а только подчеркивала ее конструкцию и
соответственно украшала.
Выбирая рисунок для украшения одежды, следует учитывать назначение, возраст и внешние особенности владельца данной вещи, структуру и цвет материала. Очень многое зависит от сообразительности и художественного вкуса вышивальщицы.
Общие советы:
1) избегайте перегрузки одежды вышивкой;
2) одежда из легкой ткани должна быть украшена легкой, ажурной
вышивкой и тонкими нитями;
3) для украшения детской одежды подбирайте узоры, близкие и знакомые
ребенку.
Виды швов
Швы украинских вышивок делятся на основные и дополнительные. Основные швы в
свою очередь делятся на счётные и декоративные. Счётными называются такие швы,
для выполнения каждого стежка которых необходимо считать нити тканей. Счётными
швами выполняют геометрические или растительно-геометризованные орнаменты.
К счётным швам относятся: прямая гладь, косая гладь, занизывание, набор,
низь, крестик, зерновой вывод, выкалывание, вырезывание, верхошов, различные
виды мережек.
Разнообразие орнаментов достигается сочетанием нескольких видов швов в
одном узоре. Так, узор может быть выполнен: прямой гладью, вырезыванием,
выколками, зерновым выводом, ретязем, двусторонней штаповкой.
В декоративных швах (их ещё называют свободными) стежки вышивки выполняют
по рисованному контуру орнамента. Следовательно, к декоративным относятся швы,
которыми вышивают растительные орнаменты. Это – двусторонняя гладь, полтавская
гладь, художественная гладь, рушниковые швы. Простые декоративные швы: строчка,
стебельчатый шов, цепочка или тамбурный шов, а также гладьевой шов качалочки,
которыми выполняют геометрические и растительно-геометризованные орнаменты.
К дополнительным швам относятся: краевые швы, которыми оформляют края
салфеток, рушников; соединительные швы (смереживание ), которыми можно
соединять отдельные детали таких изделий, как блузы, платья, юбки и др.;
зубцевание – швы, которыми оформляют края манжет, рукавов, воротников в
изделиях, а также сборка на нитку – пухлики.
Чтобы работа над вышивкой образцов украинских народных швов приносила
творческое удовлетворение, надо с самого начала стараться выполнять всё чётко и
аккуратно. Красота украинских народных счётных швов зависит от точности счёта
нитей ткани. Растительные орнаменты надо вышивать точно по контуру рисунка.
·
Шов
"Пунктир"
·
Шов "Строчка"
·
Стебельчатый шов
·
Узкий тамбурный шов
·
Широкий тамбурный
шов
·
Усложненный
тамбурный шов
·
Тамбурный шов
"Петля"
·
Тамбурный шов
"Полупетля"
·
Шов
"Елочка"
·
Шов "Ломаная
елочка"
·
Обшивочный шов
·
Обшивочный шов с
перевивом
·
Двухсторонний
обшивочный шов
·
Неровный обшивочный
шов
·
Обшивочный шов с
уголками
·
Обшивочный шов
треугольниками
·
Ячейковый шов
·
Шов
"Козлик"
·
Шов
"Козлик" перевитый
·
Шов
"Козлик" цветной
·
Бархатный шов
·
Шов
"Восьмерка"
·
Шов
"Косичка"
·
Шов
"Плетенка"
·
Соединительно-воздушный
шов
·
Маскировочный шов
·
Шов
"Узелки"
·
Шов
"Навив"
·
Шов
"Петельки"
·
Декоративная сетка
·
Шов "Роспись
или "Полукорсет"
·
Крест простой
·
Длинный крест
·
Сложный крест
·
Переплетенный крест
·
Шов
"Кустики"
·
Счетная гладь
·
Гобеленовый шов
·
Односторонний
гладьевой шов
·
Гладь в прикреп
·
Перекрытый
гладьевый шов
·
Плетеный гладьевый
шов
·
Мозаичный гладьевый
шов
·
Двухсторонний
гладьевый шов
·
Зернистый гладьевый
шов
·
Мелкий гладьевый
шов
Гладьевый шов с
настилом
УХОД ЗА ВЫШИТЫМИ ИЗДЕЛИЯМИ
Для того чтобы вышитое изделие выглядело красиво, его надо правильно выстирать и отгладить. Все вышитые вещи рекомендуется стирать отдельно от остального белья мылом, не содержащим щелочей (детское, банное). Не рекомендуется изделия тереть и выкручивать.
Женские блузки, платья, ночные сорочки, вышитые шелковыми нитками, следует стирать в теплой воде (примерно 28°С) в мыльной пене, не намыливать их и не тереть, а слегка отжимать руками. Загрязненные места можно слегка потереть маленькой щеточкой. Если нитки линяют, то в мыльную пену надо добавить немного соли. Изделия, вышитые подобными нитками, нужно стирать с большой осторожностью. Если нитки полиняли, окрасив ткань, то вывести подтеки красителя на хлопчатобумажных тканях можно с помощью отбеливателя. Намотав на спичку кусочек ваты, следует нанести отбеливатель на окрашенные места ткани, не затрагивая вышивки. Затем изделие тщательно прополоскать. Очень загрязненные изделия надо простирать 2-3 раза. При полоскании в воду добавить немного уксуса (на 1 л воды 1 чайную ложку), это придаст ниткам блеск. Изделия из шелка, вышитые шелковыми нитками, не подкрахмаливают. После стирки изделие осторожно отжать руками, не выкручивая, завернуть в сухое махровое полотенце, хорошо отжать, встряхнуть и отгладить.
Изделия, вышитые шелковыми нитками, не следует часто стирать, так как нитки при этом теряют блеск и цвет. Все изделия, вышитые ажурными вышивками (ришелье, вырезные сетки, мережки, прорезная гладь), надо стирать с особой осторожностью в теплой мыльной пене. Их нельзя тереть и выкручивать. Следы от копирки можно слегка потереть маленькой щеточкой.
Изделия из белых хлопчатобумажных и льняных тканей, вышитые белыми хлопчатобумажными нитками или мулине, можно кипятить. Изделия из таких же тканей с цветной вышивкой нельзя замачивать, заливать горячей водой. Их следует стирать в чуть теплой мыльной воде, добавив немного соли. Пятна на столовом белье из белых тканей можно отбеливать. Для этого надо смочить ватный тампон в отбеливателе и слегка потереть пятно, не затрагивая вышивки. После этого изделие прополоскать 2-3 раза в холодной воде и подкрахмалить. Крахмал развести в холодной воде и заварить кипятком не очень густо, а затем процедить в таз с холодной водой (после отжима ткань должна быть скользкой). Затем изделие слегка отжать руками, не выкручивая, завернуть в махровое полотенце и слегка подсушить. Большие изделия (скатерти, портьеры, дорожки) можно развесить, чтобы вода стекла, затем отжать в полотенце и слегка подсушить. Гладить вышитое изделие следует влажным, подстелив под него мягкую, гладкую ткань, чтобы сохранить рельефность вышивки.
Не рекомендуется гладить на узорчатых тканях, так как их рисунок может «отпечататься» на вышивке. Вышивку надо гладить только с изнаночной стороны, чтобы не расплющить рисунок утюгом. Не вышитые места желательно прогладить и на лицевой стороне. Необходимо следить, чтобы утюг не был раскаленным, так как он может оставить следы на изделии. Утюг нужно передвигать по долевой и поперечной нитям ткани в одну и другую сторону, не растягивая ткань. Особую осторожность необходимо соблюдать при глажении ажурной вышивки, чтобы носиком утюга не порвать ее.
Свежевыглаженные изделия не рекомендуется сразу складывать, они должны немного полежать в развернутом виде и подсохнуть.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий